ПОИСК ПО САЙТУ


ГОСТЕВАЯ КНИГА
О центре
Изменение климата
Сохранение озонового слоя
УПЦ Климат-Озон
Пути решения
Позиции Казахстана
Инвентаризация ПГ
Ссылки
Публикации
Благодаря глобальному потеплению найден корабль, открывший Северо-Западный проход

29 июля 2010 года, 22:44 | Текст: Дмитрий Целиков

 

 

 

Корабль, экипаж которого открыл Северо-Западный проход, найден 155 лет спустя уже известной «КЛ»-читателям экспедицией.

В 1850 году Investigator («Испытатель») под командой Роберта Макклюра отчалил от английских берегов, чтобы присоединиться к поискам двух кораблей канадского капитана Джона Франклина, которые пропали в отчаянной попытке отыскать этот чёртов Северо-Западный проход. Англичане вошли в него с запада, первыми обогнули с юга остров Бэнкса, после чего были вынуждены уйти севернее в пролив, который сегодня носит имя Макклюра. Они прошли на восток дальше любой другой европейской экспедиции, завязнув в итоге во льдах, высота которых порою доходила до 15 м. Два года они просидели на берегу, продуваемом со всех сторон.

Поскольку запасы и терпение подходили к концу, капитан разделил экипаж, 69 человек, на три группы и отправил две из них добираться до цивилизации по суше. Больше их никто не видел. Третья группа осталась ждать следующей весны в надежде вызволить судно. Ей повезло: всего через несколько недель на горизонте чудесным образом появился моряк с другого корабля, объявивший о том, что неподалёку, на берегу острова Мелвилла, точно так же зимуют ещё два британских судна. Остатки команды Макклюра перешли на борт Resolute («Непоколебимый»), где провели ещё одну зиму, после чего их подобрала North Star («Северная звезда»).

Несмотря на то что Роберт Макклюр не освоил Северо-Западный проход полностью и был вынужден оставить судно, власти Соединённого Королевства вручили ему обещанные десять тысяч фунтов.

Останки «Испытателя» обнаружены в мелких и абсолютно прозрачных водах частично увязшими в иле. Верхняя палуба находится всего в восьми метрах от поверхности и в 150 метрах от берега. Ни одной из трёх мачт нет (вероятно, уничтожены льдами), зато всё остальное в прекрасном состоянии благодаря холодной воде. Пока корабль только фотографируют, а будущим летом проверят его обшивку на прочность.

На берегу тем временем найдены три могилы, в которых, без сомнений, покоятся члены команды, не выдержавшие трёхлетнего испытания Арктикой. «Они были первыми европейцами, общавшимися с «медными» эскимосами, — восхищается один из руководителей археологической группы Райан Харрис. — Это всё равно что найти один из кораблей Колумба».

Местоположение останков «Испытателя» долгое время было предметом дискуссий. Их могло унести ближе к океану или же в залив Милосердия. Нынешняя экспедиция, главной целью которой является поиск кораблей Франклина, должна благодарить не только научный прогресс, но и глобальное потепление. Лето 2007 года стало первым, когда залив Милосердия полностью лишился льда.

Интересно, что «медные» эскимосы получили своё прозвание от европейцев как раз благодаря меди, которой был обшит корпус «Испытателя».

инвестиции по предотвращению изменения климата. Уполномоченный национальный орган
Правила и процедуры подготовки и одобрения проектов.
Методологии
Примеры подготовки Проектной идеи (PIN)
Информация для разработчиков проектов
Нормативно-правовая база
Другое

Наша кнопка:

Координационный центр по изменению климата

Click for Astana, Kazakhstan Forecast

Комплексное сохранение водно-болотных угодий Казахстана

Ртутное загрязнение в Павлодаре

Locations of visitors to this page

Rambler's Top100